В Министерстве регионального развития Российской Федерации подготовлен целый пакет поправок в нормативно-правовые акты Правительства РФ и приказов самого министерства, усовершенствующих методологическую базу в области жилищно-коммунального хозяйства.
Некоторые документы носят технический характер и в случае их принятия не окажут существенного влияния на деятельность управляющих организаций. Другие же, наоборот, существенно изменят действующий порядок. Коротко о том, что нас ожидает в ближайшем будущем в связи с готовящимися изменениями.
1. НОВЫЙ ПЛАТЕЖНЫЙ ДОКУМЕНТ
Новая форма платежного документа (см. в конце статьи), разработанная чиновниками из Минрегионразвития, значительно "пополнеет". Этот документ будет представлять собой счет, предъявляемый потребителю исполнителем услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг для указания суммы к оплате за расчетный период за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, коммунальные услуги. При этом следует отметить, что для уплаты неустойки (пени, штрафа) на основании пункта 70 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) потребителю будет выставляться отдельный платежный документ, который существенно отличается от основного.
Как указано в проекте приказа, формы платежного документа являются примерными, рекомендуются для разработки исполнителем услуг с учетом технических возможностей, условий договоров с потребителями услуг и получателями платежей, а также для доведения до потребителей уведомительной и справочной информации, обязательность указания которой предусмотрена Правилами предоставления коммунальных услуг. Одновременно исполнителю услуг дано право вносить изменения в порядок размещения информации в оформляемом им платежном документе при сохранении набора обязательных показателей.
Платежный документ будет состоять из семи разделов. При этом отдельной графой необходимо будет указывать объем и размер платы за коммунальные услуги, приходящиеся на общедомовые нужды.
В разделах 1 - 3 платежного документа указывается общая информация о плательщике, жилом помещении и его местонахождении, получателе платежа (в том числе его наименование и банковские реквизиты), а также расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.
В разделе 4 платежного документа необходимо будет помимо нормативов потребления коммунальных услуг и показаний общедомовых приборов учета указать также суммарный объем коммунальных услуг, приходящихся на жилые/нежилые помещения и общедомовые нужды.
Раздел 5 полностью посвящен перерасчетам, произведенным в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Особый интерес представляет раздел 6 платежного документа, в котором будет указываться расчет суммы к оплате с учетом рассрочки (отсрочки) платежа.
Указанная рассрочка предоставляется исполнителем в случае, если начисленный потребителю размер платы за коммунальную услугу в каком-либо расчетном периоде превысит более чем на 25 процентов размер платы за коммунальную услугу, начисленный за аналогичный расчетный период прошлого года (п. 72 Правил предоставления коммунальных услуг).
В разделе 7 указывается информация, доведение которой установлено подпунктом "з" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг.
Отдельно следует отметить, что в соответствии с п. 6 Методических рекомендаций новые формы не предназначены для внесения потребителем произвольных сумм за те или иные услуги по его усмотрению. Для этого государственный орган предлагает гражданам воспользоваться соответствующими банковскими документами.
Методические рекомендации допускают не только бумажную рассылку, но и иные формы предоставления платежных документов (например, по электронной почте). Однако иные формы направления платежек возможны при условии письменного отказа потребителя от получения платежного документа на бумажном носителе.
2. ПОДГОТОВЛЕН ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ОРГАНАМ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЙ
ДЛЯ ИНФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАН, ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ЛИЦАМИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПОСТАВКИ РЕСУРСОВ И УСЛУГ
В МНОГОКВАРТИРНЫЕ И ЖИЛЫЕ ДОМА"
Поясним, что же скрывается за таким запутанным названием, какая информация и когда должна будет представляться в местные органы власти, а также каков порядок ее представления.
К организациям и лицам, осуществляющим поставки ресурсов и услуг в многоквартирные и жилые дома и, соответственно, подпадающим под действие нормативно-правового акта, относятся:
- управляющие организации;
- товарищества собственников жилья;
- жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы;
- организации, оказывающие коммунальные услуги и осуществляющие поставки ресурсов, необходимые для предоставления коммунальных услуг;
- организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы по содержанию и ремонту имущества в многоквартирных домах.
В Постановлении определена периодичность представления информации и ее содержание:
- до 20 декабря 2011 года необходимо будет уведомить органы местного самоуправления о перечне домов, для которых осуществляется поставка ресурсов, предоставление услуг, выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и перечне услуг (работ, ресурсов), поставляемых в каждый дом;
- с 1 января 2012 года не реже одного раза в месяц уведомлять органы местного самоуправления об изменении перечня домов, для которых осуществляется поставка ресурсов, предоставление услуг, выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества, и перечня услуг (работ, ресурсов), поставляемых в каждый дом.
При этом до 20 декабря 2011 года в соответствии со ст. 2 проекта Постановления Правительства РФ организации обязаны представить электронный паспорт дома, который должен содержать:
- технические характеристики дома (в том числе объекта недвижимости, земельного участка, коммунальной инфраструктуры, помещений дома);
- информацию о заселении помещений в доме (собственники, арендаторы, наниматели, временно проживающие и т.д.);
- финансовые лицевые счета домов, содержащие информацию о тарифах на услуги, работы, ресурсы; об объемах и стоимости оказанных услуг собственникам и арендаторам помещений в доме; о качестве поставленных коммунальных ресурсов; о качестве оказанных услуг; о собранных платежах за оказанные услуги; о перечислении денежных средств в оплату поставленных коммунальных ресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг; о затратах на эксплуатацию, содержание и управление домом; о состоянии расчетов исполнителей коммунальных услуг с лицами, осуществляющими поставку ресурсов и водоотведение; о состоянии расчетов потребителей, проживающих в доме с исполнителями коммунальных услуг;
- финансовые лицевые счета потребителей жилищных и коммунальных услуг в доме;
- сведения об участии дома в муниципальных и государственных программах;
- сведения об организациях и лицах, выполняющих работы, оказывающих услуги и поставляющих ресурсы в дом.
Периодичность представления указанных данных в дальнейшем следующая:
- информация об изменении технических характеристик домов, выявленная при эксплуатации дома, на основании материалов технической инвентаризации либо по результатам проведения капитального ремонта, представляется не позднее 10 дней от даты подписания акта;
- информация об изменении сведений о заселении помещений в доме, в том числе о собственниках, арендаторах, нанимателях, временно проживающих, представляется не позднее 10 дней от даты документа, подтверждающего факт изменения сведений;
- информация об изменении сведений об организациях и лицах, выполняющих работы, оказывающих услуги и поставляющих ресурсы в дом, представляется не позднее 10 дней от даты заключения договора с новой организацией;
- остальная информация представляется не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем. При этом органы местного самоуправления вправе установить иную периодичность представления информации, но не реже одного раза в месяц.
За непредставление (несвоевременное представление) информации, а равно представление информации в неполном объеме или в искаженном виде к организациям и лицам подлежат применению меры административной ответственности.
3. ПОДГОТОВЛЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПРАВИЛА
УСТАНОВЛЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ
КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
ОТ 23 МАЯ 2006 ГОДА N 306)
Рассматривая предполагаемые изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, следует отметить, что законодатель в данном случае расширил установленные правила определения нормативов.
Не вдаваясь в подробности, заметим, что отдельно выделены нормативы для определения коммунальных услуг, используемых на общедомовые нужды, а также коммунальных услуг, предоставляемых при использовании земельного участка и надворных построек.
Согласно вносимым изменениям, предлагается дополнительно использовать понятия "норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды" и "норматив потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек", помимо установленного в настоящее время единого понятия - "норматив потребления коммунальных услуг".
Нормативы потребления предлагается устанавливать отдельно:
- в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях;
- в отношении коммунальных услуг, используемых на общедомовые нужды;
- в отношении коммунальных услуг, предоставляемых при использовании земельного участка и надворных построек.
Как следует из вышеизложенного, Минрегионразвития РФ подготовил серьезные изменения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам. Отдельно выносятся такие понятия, как коммунальные услуги, используемые на общедомовые нужды и коммунальные услуги, предоставляемые при использовании земельного участка. Дополняется и форма платежного документа в связи с принятием новых понятий, а также устанавливаются новые требования к представлению информации управляющими организациями.
Все это в значительной степени сделает систему начисления платы за жилищно-коммунальные услуги более прозрачной для граждан, но в то же время повысит нагрузку на обслуживающие организации.
Автор: А.Козлов